Чтобы придумать идею для подкаста, которая действительно обладает потенциалом, стоит пройти несколько обязательных шагов. И именно в том порядке, который указан в этой статье.
Форма и содержание
Подкаст – это контент в формате аудиофайлов, который можно прослушать по запросу. А у любого контента, есть форма и содержание. Форма – это то, как ваш контент упакован и как его будут воспринимать слушатели. А содержание – это непосредственно наполнение, – смыслы.
Содержание – бесконечно, а форм – конечно число. Точнее их даже 5.
Самой популярной формой для подкастинга является интервью. Далее идет документальный, который от интервью отличается только тем, что в эфире находится один человек. Образовательный формат – по сути, ответвление от документального, с той разницей, что документальный подкаст – чистая информация, а образовательный ставит своей целью чему-то научить.
Художественный – самый сложной и поэтому менее распространенный. А экспериментальный – это все остальное и встречаете оно крайне редко.
Что это значит?
Не надо придумывать новые форматы. Не лезьте в эксперименты. И причина не в том, что у вас не получится найти что-то уникальное. А в том, что в России пока совсем не развит подкастинг, а значит, любой формат будет востребован априори.
Что и как?
Если с формой все понятно, то как быть с содержанием. У содержания есть два критерия: что вы хотите сказать и как вы будете это говорить. Например, ваша задача рассказать о Тайланде.
Что: Тайланд – это отличная страна.
Как: можно рассказать с точки зрения туризма или местного жителя; а можно с точки зрения предпринимателя или просто обсудить интересные моменты истории государства.
Именно взгляд на вопрос «Как?» является ключевым отличием вашего подкаста от всех остальных подкастах о Тайланде.
Здесь, надеюсь, понятно.
А как определиться с «Как?». Сорри за каламбур.
Во-первых, предлагаю определиться, создаете ли вы подкаст для бизнеса / бренда или подкаст ради подкаста, то есть самодостаточное медиа, которое будет зарабатывать на собственном контенте.
Если это бизнес, то придумывать что-то вам запрещено брендубуком. В нем уже прописано бренд-сообщение, то есть ключевая фраза или позиционирование, которое ваш подкаст должен подтверждать и раскрывать.
Например, вы производите натуральный фермерский творог. Ваше бренд-сообщение – это натуральный творог, сделанный на ферме по классическим рецептам. Ваша задача – придумать идею для подкаста.
Ваше «Как?» в этом случае должно непременно ассоциироваться со словом «натуральный». То есть появляются ограничения, в рамках которых вы и создаете свое содержание. Это могут быть истории из детства во время отдыха у бабушки в деревне. Это могут быть рассказы путешественника по закоулкам России. Это может быть дотошный разбор процесса производства творога или рассказ про здоровое эко питание. И т.д. Главное, чтобы в вашем содержании читалось «натуральность».
А если я создаю подкаст как медиа?
Тогда стоит ответить себе на вопрос, вы его делаете как продюсер или как автор?
Если как автор, то идите за интересом. Потому что работать придется много, а отдача появится не сразу. И ваш интерес к теме будет подпитывать мотивацию сохранять активность.
В этом случае, вам не надо заботиться о вопросе «Что?». Если вам интересен Тайланд, то и создавать надо подкаст о Тайланде. Определитесь с формой – интервью, док, образовательный или художественный (экспериментальный на крайний случай) и вперед.
Как в этом случае быть с «Как?», – спросите вы. Подробно мы разбираем этот вопрос на этом курсе. Но могу в качестве аванса посоветовать вам одну технику.
Если как продюсер, то идите за рынком. Вашим вдохновением должны стать слушатели и именно они подскажут, о чем они хотят услышать и в каком формате. Фактически, создание подкаста с позиции продюсера начинается с исследования рынка. Если у вас есть возможность, то проведите «опрос» или «исследование» по целевой аудитории. Спросите людей.
Посмотрите, какой контент интересен в текстовом и видео формате. Что сильнее цепляет людей и что может быть переведено в аудиоформат.
На меня это не очень похоже, но именно сейчас, на заре подкастинга в России, я бы посоветовал оценить зарубежные успешные кейсы. Ближайшие 3-4 года – это будет самая эффективная и наименее рискованная стратегия создания подкастов с позиции продюсера.
Разработать, а главное, проверить свою идею можно на этом курсе в нашей академии.
Желаем вам добра и побед!